Как подтвердить форс-мажорные обстоятельства

22.10.2013статьи


Согласно практике договорных отношений, которая сложилась в Украине, стороны свободны определять в договорах обстоятельства, которые признаются непреодолимой силой (форс-мажором), а также указывать, какими документами эти обстоятельства могут подтверждаться. 

При этом, необходимо обратить внимание, что ссылка исключительно на Заключение Торгово-промышленной палаты может создать значительные осложнения в процедуре доказывания существования таких обстоятельств в договорах между резидентами. Во избежание таких ситуаций, во время заключения договора, необходимо также предусмотреть возможность доказывания таких обстоятельств и «другими уполномоченными органами государственной власти». Вместе с тем, судебная практика складывается неоднозначно насчет толкования силы таких документов, что, в случае передачи спора, связанного с существование форс-мажорных обстоятельств, в суд, потребует от стороны, которая на них ссылается, более обоснованной и подтвержденной доказательной базы.

Гражданский кодекс Украины (далее – ГКУ) вообще избегает понятия «форс-мажор», определяя в ст. 617 основанием для освобождения от ответственности за нарушение обязательства случай либо непреодолимую силу. Хозяйственный кодекс Украины (далее – ХКУ) в ст. 218 отмечает, что непреодолимой силой являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства при данных условиях  осуществления хозяйственной деятельности. В то же время нарушение обязательств контрагентами, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров и отсутствие необходимых денежных средств непреодолимой силой не признаются.

Учитывая тот факт, что ни ГКУ, ни ХКУ не дают четкого перечня обстоятельств, которые считаются форс-мажорными, на практике к ним относят  непреодолимую силу, действие которой может быть вызвано:

- исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями (ураган, буря, наводнение, накопление снега, гололед, землетрясение, пожар, проседание и смещение грунтов);

- непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, которая не является стороной соответствующего договора (страйк, локаут, объявленная и не объявленная война, угроза войны, террористический акт, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, гражданская демонстрация, противоправные действия третьих сторон, пожар, взрыв); 

- условиями, регламентированными соответствующими органами исполнительной власти, а также связанными с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными ситуациями.

Кроме, собственно, определения понятия форс-мажорных обстоятельств и обстоятельств непреодолимой силы, немаловажным вопросом, требующим исследования, является вопрос подтверждения существования таких обстоятельств.

Чаще всего, необходимость того или иного документа для подтверждения действия обстоятельств непреодолимой силы, стороны указывают непосредственно в заключенных между ними договорах.  Так, обычно, в договорах указывается, что засвидетельствовать факт наступления форс-мажорных обстоятельств может Торгово-промышленная палата (далее – ТПП) или другие уполномоченные на это органы.

В первую очередь рассмотрим, каким образом ТПП может подтвердить факт существования форс-мажора.

В соответствии со статьей 14 Закона «Про Торгово-промышленные палаты в Украине» (далее – Закон) деятельность Торгово-промышленной палаты предусматривает лишь 2 случая, когда ТПП имеет право засвидетельствовать наступление форс-мажорных обстоятельств:

1)                        В соответствии с условиями внешнеторговых соглашений и международных договоров Украины, а также торговых и портовых обычаев, принятых в Украины;

2)                        В соответствии с условиями договоров за обращением субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют строительство жилья (заказчиков, застройщиков).

Возможность предоставления подтверждения форс-мажора для остальных хозяйственных договоров указанной выше нормой не предусмотрена. Однако, в статье 3 Закона отмечается, что ТПП может исполнять и другие задания, если они предусмотрены статутом. Такая же возможность предусматривается и в статье 11, в которой определено, что ТПП может осуществлять и другие, прямо не предусмотренные Законом, полномочия, не противоречащие законодательству Украины.

Следовательно, если стороны-резиденты Украины предусмотрели в договоре необходимость подтверждения обстоятельств форс-мажора исключительно актом ТПП, такое требование будет «осуществимым» исключительно в случае, если в уставе ТПП, которая может подтвердить такие обстоятельства и действует на территории исполнения договора, в уставе предусмотрено полномочие удостоверять наступление форс-мажорных обстоятельств для сторон внутренних украинских договоров. Как пример можно привести Киевскую Торгово-промышленную палату, которая использовала возможность, предоставленную законом, для выдачи справок про наступление форс-мажорных обстоятельств. На сайте Киевской ТПП отмечается, что подтверждением форс-мажора является, в том числе, вывод о наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), который выдается Киевской Торгово-промышленной палатой для контрактов между резидентами.

Существуют также случаи, когда стороны в договоре кроме ТПП предусматривают возможность подтверждения форс-мажорных обстоятельств и «актами других уполномоченных государственных органов». Как свидетельствует практика, такими органами могут быть соответственные ведомства, к ведению которых входят вопросы удостоверения конкретных фактов.

Необходимо также отметить, что именно такой документ как Заключение о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс мажора) может предоставить лишь соответствующая Торгово-промышленная палата, в то время как другие государственные органы могут лишь засвидетельствовать определенный факт – факт пожара, землетрясения или другого стихийного бедствия. Например, обратившись в районное отделение Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, можно получить справку о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, которая относится к их ведению. В свою очередь, Украинский гидрометеорологический центр или его областные отделения могут предоставить справку о засухах, наводнениях или других неблагоприятных погодных условиях на определенных территориях.

Кроме того, существуют случаи, когда для подтверждения форс-мажорных обстоятельств нет необходимости получать индивидуальный документ. Так, факт объявления чрезвычайного положения, войны и так далее может подтверждаться Указом Президента Украины, факт признания отдельных местностей Украины пострадавшими от наводнения, засухи, пожара и других видов стихийного бедствия – соответствующими актами Кабинета Министров Украины.

Несколько сложнее обстоит вопрос о признании судом некоторых документов надлежащим доказательством существования обстоятельств непреодолимой силы. Поскольку законами Украины не предусмотрено, что единственным надлежащим и допустимым доказательством наступления форс-мажора является Заключение Торгово-промышленной палаты, стороны в суде могут предоставлять как доказательство справки других государственных органов, указанных выше. При этом, возникает вопрос, признает ли суд такие доказательства надлежащими и освободит ли сторону, которая на них ссылается, от ответственности по договору?

Частичный ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Высшего хозяйственного суда  Украины от 24 мая 2001 года. В этом Постановлении судом утверждается, что единственным надлежащим и допустимым доказательством являются исключительно Заключение Торгово-промышленной палаты.

Также, судами была выработана практика, когда в случае, если стороны в договоре обозначили, что подтвердить форс-мажорные обстоятельства может лишь ТПП, то суд не будет принимать официальные справки других органов как доказательства существования таких обстоятельств.