Возврат денег за товар ненадлежащего качества: все ли так просто как кажется?

13.10.2015статьи


Наверное, каждый из нас попадал в ситуацию, когда приобретался товар, который нам казался соответствующим всем нашим требованиям, а затем после того, как прошло несколько дней, мы понимали, что не такой уж он и подходящий и это не совсем то, что хотелось. Что же делать потребителю в следующих случаях: товар качественный, но Вы не может использовать его по назначению? «Ответ очевиден, - скажете Вы, - есть 14 дней, возвращайте товар и получайте назад деньги». Но на самом деле все ли так просто? С этим в данной статье мы и постараемся разобраться.

Общее правило в таких случаях предусмотрено ст. 9 Закона Украины «О защите прав потребителей», если товар не удовлетворил потребителя по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению, потребитель вправе его обменять в течение 14 дней, не считая дня покупки, на аналогичный товар. Если на момент обмена аналогичного товара нет, то он имеет право или приобрести любой другой товар из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости, или расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, или осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу.

Предлагаю более подробно разобрать это правило.

Во-первых, обратите внимание, что сразу расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги нельзя. Сначала речь идет об обмене на аналогичный товар. Неоднократно и суды обращали внимание на данный аспект. Так, в одном из дел потребителю было отказано в расторжении договора купли-продажи, поскольку не было выполнено условие о первоначальном обмене товара.

Во-вторых, есть товары, которые не подлежат обмену, а соответственно и в дальнейшем возврату, если будет расторгнут договор купли-продажи. К ним относятся, в частности, продовольственные товары, лекарственные препараты, средства сангигиены, ювелирные изделия, товары для новорожденных и тому подобное. Список этих товаров четко определен в Постановлении Кабинета Министров Украины от 19.09.1994 г.. № 172. Поэтому обращаем внимание, что если товар не включен в такой список, то продавец не имеет права говорить о том, что он не подлежит обмену или возврату. Но на практике бывают случаи, когда продавцы придумывают товары, которые вообще не находятся в этом списке. Часто такая ситуация возникает с мобильными телефонами. Поэтому проверяйте.

В-третьих, обмен товара надлежащего качества, а соответственно в дальнейшем его возвращения и получения средств, производится, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром (чек, квитанция и т.п.). Следует отметить, что понимание того, что товар не использовался и сохранен его товарный вид не всегда очевидно, а в основном является оценочным. Так, в одном из дел мобильный телефон был признан таким, что не использовался, поскольку на нем была минута разговоров, которые были осуществлены для проверки звука. В аналогичном деле, уже было указано, что такой мобильный телефон находился в использовании, в результате чего было отказано в расторжении договора, а как следствие и возврате средств. Это же касается и товарного вида. Например, в одном из дел суд обязал продавца вернуть деньги потребителю в обмен на товар, поскольку планшет, который купил потребитель, не содержал функции SIM-карты, которая была нужна покупателю для работы, хотя и упаковка была раскрыта. В другом же деле, когда потребитель пытался вернуть электронную печь, которая ему не подошла, потому что дверцы были сделаны неудобно, чтобы их открывать, и какой он не пользовался вообще, суд отказал ему в удовлетворении иска, поскольку была раскрыта коробка, в которой находилась соответствующая бытовая техника. Следует отметить, что часто для решения вопроса использования и надлежащего товарного вида проводится экспертиза.

В-четвертых, если Вы обращаетесь к продавцу с целью вернуть товар и получить средства, и он на контакт не идет, то направьте ему заявление, в котором подробно опишите, почему Вам не подошел товар. Для чего это нужно? Такая рекомендация продиктована судебной практикой. Так, в одном из дел суд отказал в расторжении договора купли-продажи, поскольку истица не указала при обращении к продавцу, почему именно телефон ей не подошел по дизайну, и ничего не указала о том, почему он не подходит по цвету, о чем она дополнительно отметила в суде.
Кроме этого, не забывайте, что у Вас должны оставаться доказательства того, что Вы обращались к продавцу - речь идет о вышеупомянутых заявлениях, обращениях и т.п., потому что если дело дойдет до суда, их отсутствие может стать основанием для отказа Вам в удовлетворении исковых требований, что неоднократно подтверждалось и судебной практикой. В качестве доказательств можно рассматривать, в частности, отправку заявления с помощью рекомендательного письма, которое предусматривает вручение адресату, проставление на Вашем экземпляре заявления штампа о получении или надпись соответствующего должностного лица о том, что оно получило заявление.

Только после того, как Вы поняли, что товар не подлежит обмену на аналогичный, Вы имеете право расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные средства. Обычно, деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение 7 дней.

Подытоживая выше сказанное, можно сделать вывод, что на самом деле порой на практике бывает не так просто расторгнуть договор купли-продажи и вернуть средства, как кажется. Надеемся, что анализ законодательства и судебной практики, а также наши рекомендации помогут Вам, если Вы захотите вернуть товар и получить деньги за покупку, которая Вам не подходит.